Суббота, 27.04.2024, 09:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Трубчевская центральная библиотека

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ссылка

ссылка

ссылка

ШАХМАТЫ

 

Шахматы и шашки являются самыми популярными настольными играми в мире. В них присутствует спортивная атмосфера, волнение, дух соперничества. Данные логические игры очень полезны для мышления и развития памяти, и в жизни пригодятся навыки, полученные в этих играх.

  • Уважаемые жители Трубчевска!

В центральной библиотеке открыт уголок шахматиста. Здесь Вы можете найти книги по истории, обучению, правилам игры, а также информацию о том, где в Трубчевске работают спортивно-досуговые объединения шахматистов. Принимаем предложения и идеи по созданию шахматных клубов на базе библиотек

   Шахматы - увлекательная настольная логическая игра, сочетающая в себе элементы искусства (в части  шахматной композиции),науки и спорта.

 Власова Галина Федоровна -учитель математики Плюсковской средней общеобразовательной школы предоставила  в библиотеку работу своего ученика Косьянова Дениса, учащегося 6 класса Плюсковской средней общеобразовательной школы « Почему я стал учиться играть в шахматы?» в рамках проекте« Математика вокруг нас». Из этой работы Вы узнаете об истории возникновения, строгих законах, языке и правилах поведения фигур в древнем и необыкновенном королевстве шахмат.

Проект « Математика вокруг нас»

« Почему я стал учиться играть в шахматы?»

 Автор проекта: Косьянов Денис –ученик 6 класса Плюсковской средней общеобразовательной школы

Руководитель проекта: Власова Галина Федоровна--учитель математики Плюсковской средней общеобразовательной школы

 

Введение.

Моя учительница математики в этом году во время зимних каникул спросила у меня: «Умею ли я играть в шахматы?»

Я не умел играть в шахматы и ничего об этой игре не знал, но спросил: «А зачем?»

Теоретическая часть.

  • дала прочитать мне легенду о шахматной доске, и я узнал, что не нужно вовсе уметь играть в эту игру, а достаточно знать, что игра происходит на доске, разграфлённой на 64 клетки (попеременно чёрные и белые), и 32 незатейливые на вид фигурки составляют всё щахматное королевство, которое вот уже полтора тысячи лет восхищает остроумием и разнообразием возможных в неё положений. Мало этого - игра оказалась бесценной.

Итак всё по- порядку: в легенде о шахматной доске говорится о том, что шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с ней, он был восхищён ею.

Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку.

Изобретатель , его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый учёный, получавший средства к жизни от своих учеников.

--- Я желаю достойно вознаградить тебя Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал,---сказал царь.

Мудрец поклонился.

---Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твоё пожелание,---продолжал царь.---Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь её.

Сета молчал.

  • робей,---ободрил его царь.--- Выскажи своё желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.
  • доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра, по зрелом размышлении, я сообщу тебе мою просьбу.

Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.

---Повелитель,---сказал Сета,---прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.

---Простое пшеничное зерно?---изумился царь.

  • повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью 4, за четвертую ----8, за пятую---16, за шестую---32…
  • раздражением прервал его царь.---Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.

Сета улыбнулся, покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца.

  • не так-то быстро оказалось придворным математикам исчислить число следуемых зёрен. Число это было так велико ….

---Как бы велико оно ни было, житницы мои не оскудеют. Награда обещана и должна быть выдана.---Надменно сказал царь.

  • в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зёрен, которое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдётся такого числа зёрен и на всём пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные земли, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далёкие северные пустыни. Пусть всё пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И всё то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду.---Доложил царю старшина придворных математиков.

С изумлением внимал царь словам старца.

---Назови же мне это чудовищное число,--- сказал он в раздумьи.

---Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель!

(18.446.744.073.709.551.515)

Практическая часть.

  • легенда. Это число, о котором говорит предание, я решил терпеливо посчитать .
  • с единицы, нужно сложить числа: 1, 2, 4, 8, и т. д. Результат 63-го удвоения покажет, сколько причитается изобретателю за 64-ю клетку доски.

1=1

2=1+1

4=(1+2)+1

8=(1+2+4)+1

16=(1+2+4+8)+1

32=(1+2+4+8+16)+1 и т. д.

………………………………

  • видим, что каждое число этого ряда равно всем предыдущим, вместе взятым, плюс одна единица. Поэтому, когда нужно сложить вместе все числа такого ряда, например от 1 до результата число зёрен за 64 клетку, мы прибавляем лишь к последнему числу зёрен за 64 клетку сумму всех предыдущих, иначе сказать ---прибавляем то же последнее число без единицы. Поступая так, мы без труда найдем всю сумму следуемых зерён, если удвоим последнее число и отнимем одну единицу. Значит, подсчёт сводится лишь к перемножению 64 двоек:

2 X 2 X 2 X 2 X 2 X 2 и т. д. (64 раза)

  • облегчения выкладок разделим эти 64 множителя на 6 групп по 10 двоек в каждом и одну последнюю группу из 4 двоек. Произведение 10 двоек, как легко убедиться, равно 1024, а 4 двоек ---16. Значит, искомый результат равен

1024 X 1024 X 1024 X 1024 X 1024 X 1024 X 16

Перемножив 1024 X 1024=1048576

Теперь остаётся найти

1048576 X 1048576X 1048576 X 16,

отнять от результата одну единицу ---и нам станет известно искомое число зёрен:

18 446 744 073 709 551 615

  • число – великан: какой же величины амбар потребовался бы для вмещения подобного количества зерен. Известно, что кубический метр пшеницы вмещает около 15 миллионов зёрен. Значит, награда шахматного изобретателя должна была бы занять объём примерно в 12 000 000 000 000 куб. м, или 12 000куб. км. При высоте амбара 4 м ширине 10 м длина его должна была бы простираться на 300 000 000 км,--- т. е. вдвое дальше, чем от Земли до Солнца!..

Индусский царь легко мог бы освободиться от столь обременительного долга, если бы предложил Сете самому отсчитать себе зерно за зерном всю причитающуюся ему пшеницу.

  • Если бы Сета, принявшись за счёт, вел его непрерывно день и ночь, отсчитывая по зерну в секунду, он в первые сутки отсчитал бы всего 86400 зёрен. Чтобы отсчитать миллион зёрен, понадобилось бы не менее 10 суток неустанного счёта. Один кубический метр пшеницы он отсчитывал бы примерно в полгода: это дало бы ему всего 5 четвертей. Считая непрерывно в течение 10 лет, он отсчитал бы себе не более 100 четвертей.

И, посвятив счёту даже весь остаток своей жизни, Сета получил бы ничтожную часть потребованной им награды.

Выводы.

И после всего этого расчёта зёрен за шахматную игру, удивленный и поражённый бесценностью этой игры, я пошёл в нашу школьную библиотеку и взял книгу: «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха и М. Бейлина, чтобы самостоятельно начать учиться играть в «шах» и «мат».

Всё что я там интересное узнал представляю в своей презентации «ШАХ» И «МАТ» и хочу пригласить своих сверстников и всех ребят играть в самую интересную игру, которую когда-либо изобрело человечество, и в которую играют люди, независимо от возраста, профессии, языка, цвета кожи, это значит шахматы---помогают дружбе людей. Я ещё буду учиться играть в шахматы, потому что это интересно и увлекательно.

 

Список использованной литературы:

  1.  Авербах, Ю, Путешествие в шахматное королевство / Ю. Авербах, М. Бейлин. -  М. : Физкультура и спорт, 1972
  2. Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. -   М. : Наука, 2000.
  3. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки / Игнатьев, Е. И. -  М. : Наука,  2000.
  4. Депман, Я. И.  За страницами учебника математики / Я. И. Депман. -  М. : Просвещение, 2005.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
ссылка

ссылка

ссылка